БОРЬБА ШВЕДСКИХ ЛЮТЕРАН ПРОТИВ КАТОЛИЧЕСКОЙ РЕАКЦИИ В ЕВРОПЕ

 

БОРЬБА ШВЕДСКИХ ЛЮТЕРАН
ПРОТИВ КАТОЛИЧЕСКОЙ РЕАКЦИИ В ЕВРОПЕ

Со смертью шведского короля Иоанна III (1568-1592) литургический спор потерял свой жгучий характер. Но теперь еще более, чем прежде, возникшая вследствие реформ Иоанна III смута требовала самого неотложного и окончательного решения спорных церковных вопросов. Промедление было равносильно смерти. Назревала опасность для лютеранской Церкви Швеции со стороны непримиримого врага — Римского епископа. Насколько сильна была эта опасность, cтанет видно в ходе дальнейшего изложения событий.
Реформаторская деятельность Иоанна III имела целью создать в Швеции такую Церковь, которая в силу своего древневселенского характера допускала бы возможность воссоединения ее с Римско-католической церковью. Новационные устремления короля и вызванные ими религиозные смуты казались Риму самыми благоприятными союзниками в деле обращения шведов в лоно католицизма. Эта многообещающая кампания, как известно, закончилась полным провалом. Внезапная кончина короля, казалось бы, навсегда перечеркнула все планы католической реакции на реставрацию католицизма в Швеции. Произошло, однако, то, чего так долго ждало папство.
После смерти короля Иоанна (Юхана) III (1563-1592 гг.) на шведский престол должен был вступить его сын Сигизмунд. Понятно, с какой затаённой тревогой и опасением смотрели борцы за чистоту лютеранской веры на будущее. «Иоанн Ш — ещё швед, Сигизмунд Ш не принадлежал ни к какой национальности, он убежденный папист эпохи реакции, он не служил ни польским интересам, ни шведским, а интересам Рима»1 ,- так охарактеризовал этого короля известный русский историк Г. В. Форстен. В том же духе отзывается о Сигизмунде и известный советский историк Б. Ф. Поршнев, называя его воспитанником иезуитов, фанатичным и деятельным католиком2 . В другом месте этот же учёный, подводя итог всей деятельности Сигизмунда III Вазы (1592-1604), писал о нем, что Сигизмундова «политика была не национальной, а универсально-«наднациональной», он тоже пытался соединить короны нескольких государств (имеется в виду польско-литовское и шведское государств-свящ. В.Г.) на своей голове, или, вернее, сложить их к подножию папского престола»3 .
Польский историк и писатель Станислав Радзивилл еще более оригинальным образом оценил деятельность короля Сигизмунда: «Он похож на книгу, в которой ничего не написано»4 .
В вопросе религии Сигизмунд III Ваза стремился сохранить и даже усилить старые, т.е. католические, черты шведской религиозной жизни, надеясь таким образом утвердить католицизм в Швеции. Никто не сомневался, что римский папа Климент V (1592-1606 гг.) тотчас же предпримет новый крестовой поход против Швеции с твёрдой уверенностью в успехе. И действительно, как только в Риме стало известно о смерти Иоанна III, папа посылает письмо Сигизмунду III, в котором излагает план предстоящей кампании. В частности, папа рекомендовал королю Сигизмунду поставить на вдовствующие шведские епархии католических епископов, главнейшей задачей которых, по замыслу папы, должно быть создание учебной базы — главного поставщика учёных кадров для новосозданной Шведской католической церкви5 . Для этой цели Римский первосвященник рекомендовал Сигизмунду открыть в Стокгольме иезуитскую семинарию, а в случае неудачи советовал королю брать с собой в Польшу молодых способных шведов, которые могли бы там воспитываться в католической вере и обучаться в польских коллегиях6 .
В 1592 г., после смерти отца, Сигизмунд официально был объявлен королем Швеции. Он пытался быть монархом двух крупных государств — Польши и Швеции. В своих политико-религиозных планах Сигизмунд «опирался на реакционные круги шведской аристократии и находящиеся под их влиянием консервативные круги крестьянства»7 . При активном содействии части шведских феодалов, консервативного крестьянства, зачастую крепко державшихся старых церковных обрядов8 , ему удалось на время подчинить себе страну. Но стечение обстоятельств не благоприятствовало планам короля. Дело в том, что внешнеполитические и религиозные интересы Польши и Швеции не были безоблачными и носили конфронтационный характер. Оба государства ко времени правления Сигизмунда уже тридцать лет боролись за обладание Ливонией9 . Успех этой многолетней борьбы в большой степени зависел от политических и религиозных факторов. Сгладить назревшие противоречия, объединить две столь непохожие державы, да еще под эгидой Римского престола, оказалось невыполнимой миссией. Заметим, что с 1558 по 1582 гг. продолжались Ливонские войны — борьба православной России с лютеранской Швецией. И Иван IV оправдывал войну со Швецией по религиозным мотивам. Так, в 1560 г. на настоятельную просьбу германского императора прекратить войну Иван Грозный обвинил ливонцев в «нарушении наказа Господня и принятии учения лютерова».
Неразрешенные религиозные вопросы уже со времён Шмалькальденской войны (1546-1547 гг.) начинают сливаться с вопросами политическими. Сначала они идут как бы параллельно, придавая друг другу своеобразную окраску и оказывая влияние друг на друга; в период Тридцатилетней войны (между 1618 -1648 гг.) политические и религиозные проблемы не мыслятся один без другого, являются решительно нерасторжимыми10.  Предстоящее же правление короля-католика на престоле Швеции делало его в глазах герцога Зюдерманланского Карла, брата покойного короля Иоанна (Юхана) III (1568–1592), государственного совета и ортодоксально настроенных лютеран опаснейшим, непримиримым конкурентом в их схватке за политическое и религиозное влияние в Швеции. На время прекратив все раздоры, они были полны решимости отстаивать свои свободы в борьбе против нового короля до полной победы.
Быть может, если уж говорить объективно, шведы и рады были принять и признать нового короля, служить ему верой и правдой многие годы, но ревностным, довольно многочисленным защитникам юной протестантской Церкви Швеции, с силой и влиянием которых приходилось считаться даже герцогу Карлу, повсюду мерещился грозный призрак папизма, вследствие чего каждый шаг короля Сигизмунда III получал оценку в зависимости от того, в какой мере он приближал Шведскую лютеранскую церковь к вероучению и объединению с Римско-католической церковью. Отсюда и вытекала вынужденная самозащита представителей лютеранской церкви от посягательства со стороны короля Сигизмунда, закончившаяся в итоге сокрушительным поражением последнего. Дальнейшее изложение событий только подтвердит справедливость наших выводов.

 

УПСАЛЬСКИЙ СОБОР 1593 Г. И ЕГО ПОСТАНОВЛЕНИЯ

Ревнители лютеранской веры хорошо осознавали цену свободы евангелического исповедания и стремились к ее признанию в Швеции ещё до приезда Сигизмунда III. Иначе все их завоевания могли обернуться для них полным фиаско. Впрочем, опасность угрожала и с другой стороны: герцог Карл известен был своей склонностью к кальвинистскому учению. Принимая во внимание его преобладающее влияние на ход церковных событий, а также авторитет, каким он пользовался среди сторонников антилитургического движения и в народе, можно было с опасением думать, что при благоприятных обстоятельствах кальвинизм мог взять верх над лютеранством. Вопрос о скорейшем созыве общецерковного собора для окончательного умиротворения Церкви и прекращения литургического спора выступил на первый план, сделался велением времени, лозунгом дня. Все ревновавшие о благе Церкви и государства проникнуты были одним убеждением: помимо собора невозможен другой выход из критического положения, в каком в тот момент находились Шведская церковь и вместе с ней государство. Инициатива в осуществлении этого неотложного дела принадлежала, бесспорно, герцогу Карлу. По прибытии в Стокгольм он, наряду с другими государственными мероприятиями, поставил перед государственным советом вопрос о созыве собора и риксдага. Риксрод одобрил намерение герцога созвать собор и риксдаг, однако решил пока отложить обсуждение религиозных вопросов до лучших времен.
30 декабря 1592 г. во время перенесения тела короля Иоанна Ш в придворную церковь духовенство вручило герцогу прошение, в котором со своей стороны высказалось за настоятельную необходимость созыва собора. В конце февраля 1593 г. большая часть членов собора прибыла в Упсалу. Список духовных лиц — членов собора, дошедший до наших дней, содержит 306 имен, включая и епископов. В нем преобладающее большинство составляют капитулы, городские пасторы, пробсты, ректоры и затем духовенство Упсальской епархии. Но этот список, по всей вероятности, далеко не полон. Среди членов государственного совета первое место занимал Нильс Гюлленшерна. Это был человек преклонных лет, ловкий царедворец, не раз менявший партии и свои религиозные убеждения. На соборе присутствовал также член государственного совета канцлер Эрик Спарре, видный политик, противник абсолютизма и сторонник аристократического правления. «Все эти важные сановники в существе дел мало интересовались религиозными вопросами, считая их за нечто второстепенное, но на соборе они шли в ногу с духовенством и оказали ему немалую услугу…»11 .
Первого марта 1592 г. открыл свои заседания знаменитый Упсальский собор. На его торжественном открытии сам герцог Карл почему-то не присутствовал, он и потом не удостоил соборные заседания своим посещением. Риксдротс Нильс Гюлленшерна от имени правительства обратился к нации с речью, в которой изложил цели и задачи состоявшегося собора. Он выразил уверенность в том, что все собравшиеся делегаты в конечном итоге придут к единомыслию в христианском учении и церемониях. Прежде всего, Гюлленшерна, исходя из цели и задач соборных деяний, предложил делегатам рассмотреть один из проблематичных вопросов — Литургии Иоанна Ш — и решить вопрос о вероисповедании. Собрание с одобрением встретило эти предложения дротса. Тогда он со своей стороны дал клятвенное обещание отдать свою жизнь за истинную религию, изложенную в исповедании арх. Лаврентиуса Петри на основе написанного Ф. Меланхтоном апологии лютеранства — Аугсбургского исповедания (1530 г.) -,защищать её до гроба, не оставляя никаких надежд королю Сигизмунду изменить ход церковных дел в свою пользу.
Все триста делегатов единодушно выразили свою готовность хранить и защищать Аугсбургское исповедание, восстановив тем самым ортодоксальное лютеранское учение с тех пор не подвергавшееся изменениям. Упсальским собором также был подтверждён «Шведский церковный Устав 1571 г.»12.
На следующем заседании решался вопрос о Литургии. Партия литургистов, оказавшись на соборе в меньшинстве и без всякой поддержки, не смогла оказать достойного сопротивления противникам Литургии, превратившимся к этому времени в грозную силу. И Литургия Иоанна по единодушному требованию всех участников съезда была осуждена. Епископы Линчепингский, Вестеросский и Абосский принесли публичное покаяние за то, что ранее приняли и подписали Литургию. За ними последовали заместители отсутствующих епископов, городские пасторы и другие лица. Наиболее скомпрометировавшие себя литургисты подверглись допросу. Осуждению подверглась также «Апология литургии», написанная пастором Петром Паули. Несмотря на раскаяние автора указанного сочинения, собор объявил его лишенным сана. Этим дело Паули не закончилось. За инсинуации против стокгольмской думы члены государственного совета вынесли решение о привлечении Паули к ответственности перед светским судом. По существу, несчастный Паули явился козлом отпущения за грехи литургистов. После чего последовало примирение между духовенством опальных частей государства и духовенством княжества. Осудив Литургию, отвергнув церковную Ординацию (1575г.), собор одновременно восстановил Ординацию 1572 г., или устав арх. Лаврентиуса Петри и старый служебник Олауса Петри13 . Правда, в отношении последнего всей полноте соборных делегатов пришлось приложить немало усилий, прежде чем их постановления получили всеобщее признание.
20 марта, в день торжественного закрытия Упсальского собора, состоялось подписание соборного определения под названием «Формулы унии». Его подписали герцог Карл, члены совета, дворяне, профессора, епископы и члены капитулов. Ввиду важности соборного определения, не утратившего своего значения и в наше время, позволим себе более полно ознакомиться с ним.
Собор постановил, согласно определению: «Слово Божие, как оное изложено в Писаниях Св. Пророков, Евангелистов и Апостолов должно быть учимо, содержимо и исповедуемо, что Св. Писание происходит от Духа Святого и содержит в полноте все, что относится до христианского учения о Всемогущем Боге, нашем спасении, добрых делах и добродетелях, есть основание и утверждение правой христианской веры и правило для уразумления, различения и предварения всяческих религиозных споров, так что не имеется нужды в изъяснениях иных людей, св. отцов и других, которые по собственному произволению привнесли сюда нечто несогласное со Св. Писанием, и ни одному человеку, кто бы он ни был, не дозволяется изъяснять Слово Божие на основании собственного понимания, в каковом случае не должно принимать в уважение ни высокое положение, ни авторитет лица, но единое вышереченное Св. Писание»14 . Важное решение вынес съезд относительно «Формулы унии», а именно: неуклонно держаться символов Апостольского, Никейского и Афанасьева, правого неизменяемого Аугсбургского исповедания15 . Что же касается Литургии Иоанна, осужденной ранее духовенством, то она была признана в соборном определении поистине источником и причиной многих смятений, полной суеверия, одинаковой с папской мессой, служащей вратами и входом для всех других ужасных заблуждений папы. На этом основании Иоаннова Литургия была отвергнута всеми членами соборного съезда, которые «остро обязались никогда более её не принимать, не вводить в употребление, а равным образом не вводить и не принимать никаких папских учений или заблуждений…»16 . Точно таким же образом в «Формуле унии» совершенно отрицались без каких-либо оговорок и все заблуждения цвинглиан, кальвинистов, а также анабаптистов-перекрещенцев и всех других еретиков17 .
Упсальским собором 1593 года, при обоюдном согласии духовенста и государственных чинов, «лютеранство провозглашено государственной религией, и было объявлено, что отныне в Швеции может совершаться лишь лютеранское богослужение»18 .
Деяния Упсальского собора не ограничились только решением вероучительных вопросов. Были детально рассмотрены и многие другие соборные документы, затрагивавшие внутренний и внешний строй церковной жизни, от решения которых зависело упрочение позиций Евангелическо-Лютеранской Церкви и Реформации в Швеции в целом. Как известно, Упсальский собор объединил насущные проблемы, характеризующие внутренний и внешний строй церковной жизни, в особом документе, известном под названием «Апелляция» (postulata). Этот чрезвычайно интересный документ содержит важные сведения о церковно-религиозной жизни того времени и вместе с тем знакомит нас с нуждами и чаяниями шведского лютеранского духовенства.
История знаменитого Упсальского собора имеет свой эпилог. Патриотизм и религиозное воодушевление представителей шведской нации сделали со своей стороны все от них зависящее для ограждения «чистого евангельского учения» и умиротворения Церкви. Как выразился один из современников и участников судьбоносных соборных решений, хотя блюдо и было готово, крышка была ещё не положена. Иными словами, принятым соборным постановлениям не доставало санкции короля Сигизмунда III. Все прекрасно понимали, что такой ревнитель католической Церкви, каким был Сигизмунд III, непременно попытается употребить в дело все находившиеся в его распоряжении средства для восстановления католицизма в Швеции. Блестящие успехи католической реакции в Польше могли заранее убедить короля Сигизмунда в успехе такого предприятия. Полная безуспешность усилий шведского дипломата и посла Густава Бьелке склонить короля к утверждению соборного определения только подтвердила справедливость опасений за будущность лютеранства в Швеции.

 

КАРЛ, ГЕРЦОГ ЗЮДЕРМАНЛАНСКИЙ И ЕГО БОРЬБА С СИГИЗМУНДОМ III ВАЗА (1592-1603)

В сентябре 1593 года в стокгольмские шхеры вошел корабль, привезший из Варшавы в Швецию нового короля. Сигизмунд III прибыл на родину, намереваясь надолго утвердить здесь сильную королевскую власть и восстановить католицизм. В своих политических и политико-религиозных планах Сигизмунд III рассчитывал на поддержку преданной части шведской аристократии и находящихся под их влиянием консервативных кругов крестьянства. Однажды уже подобный дипломатический маневр ему удался. Когда Сигизмунд III был официально объявлен в 1592 году королем Швеции, ему, повторяем, удалось, не выезжая из Польши, при помощи части шведских феодалов и консервативного крестьянства на время подчинить себе страну. Имелись в распоряжении короля и другие силы. В свите короля Сигизмунда III находился специально командированный ему на подмогу папой Климентом VIII (1592-1605) небезызвестный иезуит нунций Германик де Маласпина с многочисленной дружиной католических священников, иезуитов-советников. Папа, в свою очередь, наряду с морально-политической поддержкой, оказывал Сигизмунду III широкую финансовую помощь. «В Данциге короля встретил иезуитский нунций Повзинский, передавший ему от папы небольшой подарок в 20 тысяч эскудо для восстановления католической религии в Щвеции»19 .
Несмотря на серьезные изменения, происшедшие в Швеции (до приезда короля, как известно, состоялся Собор в Упсале, на котором были отменены церковные реформы Иоанна III, сближавшие Шведскую церковь с католицизмом, и было официально принято Аугсбургское исповедание), Сигизмунд III вступил со своими подданными в ожесточенную борьбу по религиозным и конституционным вопросам. Прежде всего, немедленно возобновились переговоры об утверждении соборного определения. Сигизмунд, как и следовало ожидать, не взирая на требования и протесты герцога Карла, брата покойного шведского короля Иоанна (Юхана) III, и духовенства, всячески затягивал ход переговоров, желая, видимо, выиграть время. Одновременно католические советники короля во главе с Маласпиной начали предпринимать первые попытки по осуществлению задуманного ими плана в пользу Рима. Сначала они стали открыто выражать пренебрежение к деяниям Упсальского собора и его постановлениям. В народе началось беспокойство и брожение. Отношения между враждующими партиями, во главе которых стояли Сигизмунд III и герцог Карл, скоро обострились. Это и понятно. Вожди лютеранства, имея во главе оппозиции герцога Карла, арх. Упсальского Ангермана — поборника христианской свободы в Швеции — в немалой степени содействовали возбуждению народных масс. Один случай еще более усугубил положение дела. Сигизмунд III под влиянием папского нунция Маласпины дал позволение католическому духовенству совершить в одной из лютеранских церквей погребение по католическому обряду. В результате в самом храме произошло кровавое столкновение между враждующими партиями, что повлекло за собой человеческие жертвы. Во избежание дальнейших беспорядков Сигизмунд III поспешно удалил Маласпину из страны. Положение Сигизмунда III легче от этого не стало. Если отношения дяди и племянника были недружественными еще до смерти Иоанна III, то теперь рознь между ними еще более обострились. В своих абсолютистских устремлениях Сигизмунд III воспринимал герцога Карла как оплот сопротивления, вокруг которого группируются все его враги. Вскоре вновь развернулась острая междоусобица, затянувшаяся до конца 90-х годов XVI столетия. Началась она в феврале 1594 года во время церемонии коронования Сигизмунда в Упсале, куда съехались представители всех сословий и чинов и где возобновились переговоры по соборному определению. Но Сигизмунд по-прежнему отказывался выполнять требования ортодоксальной части лютеран о признании решений Упсальского собора. Тогда представители шведской нации во главе с предстоятелем Шведской церкви арх. Ангерманом решили прибегнуть к крайнему средству. Королю предложили подписать документ, известный под названием «Соглашения чинов государства относительно религии», до его коронации. До того, как предложить королю подписать вышеупомянутый документ, представители шведского народа не без участия все того же арх. Ангермана и содействия герцога Карла ещё раз собрались в Упсале в одном из залов, где проходили заседания знаменитого Упсальского Собора (1593 г.), торжественно зачитали соборное определение и поклялись держаться Упсальского исповедания. Когда Сигизмунду III предложили подписать документ «Соглашения», он отказался это сделать. Тогда герцог Карл от лица всех сословий обратился к Сигизмунду III с требованием в 24 часа дать положительный ответ, угрожая в противном случае распустить риксрод, что для Сигизмунда было почти равносильно потере шведского трона. Королю пришлось уступить. Он понял, что дальнейшее упорство бесполезно. Соглашение было подписано, и 19 февраля 1594 года состоялась торжественная коронация. Во время коронации Сигизмунд дал клятву, «своей христианской верой, королевской честью и истиной защищать религию подданных, изложенную в Аугсбургском исповедании, принятую и одобренную в последние годы правления Г. Вазы и первые годы правления короля Иоанна III и потом утвержденную на Упсальском Соборе 1593 года»20 .  И после коронации Сигизмунд III еще раз клятвенно заверил своей королевской честью не причинять вреда лютеранской вере и не ставить на государственные должности лиц, не исповедующих общепризнанной религии страны21 .
Необычайным упорством и решимостью сословиям удалось вынудить короля Сигизмунда III присоединиться к их оппозиции в религиозном споре, камнем преткновения которого был Упсальский собор и его постановления. Впоследствии со всей очевидностью обнаружилось иезуитское двоедушие нового шведского короля22 ,  его ярый ригоризм к лютеранской вере и ко всему тому, что имело прямое или косвенное отношение к ней. Официальное признание им соборного определения послужило началом торжества лютеранства, его самоутверждения в шведском государстве. Это была вторая и очень важная победа лютеранской ортодоксии, послужившая и началу окончательного поражения Сигизмунда III. Только на некоторое время новоиспеченному монарху удалось добиться частичного удовлетворения своих требований по религиозным вопросам. Так, например, для шведских католиков, проживающих на территории Швеции, «в некоторых королевских замках в 1594 году было разрешено католическое богослужение»23 .
С разрывом унии с Польшей (1600 г.), которая ставила Швецию под угрозу католической контрреформации и привела в самом конце ХVI в. к междоусобной войне польско-шведского короля Сигизмунда Ш (1592-1604 гг., король польский с 1597 г.) с его дядей герцогом шведским Карлом, в Шведском государстве были ликвидированы и эти «остатки» католицизма. Вскоре Сигизмунд III, разочарованный и недовольный, вернулся в Польшу и там лелеял мечты вновь при удобном случае вернуться в Швецию, чтобы взять реванш за провал своих политико-религиозных планов. Герцог Карл вместе с государственным советом взяли в свои руки на время отсутствия Сигизмунда III управление государством и больше никогда не отдавали его королю. В 1598 г. Сигизмунд III при поддержке Габсбургских государей — испанского и австрийского — и папы Климента VIII, щедро одарявшего всех, кто только обещал ему содействие в деле обращения в католицизм еретических государств, попытался силой оружия вернуть себе шведский престол. Но безуспешно. Герцог Карл вышел победителем и в этой кровопролитной войне.

 

СНАНОВЛЕНИЕ ШВЕДСКОЙ ДЕРЖАВНОСТИ

В 1589 г. он нанес поражение королю-католику в битве при Стонгебро (около Линчёпинга) и изгнал его навсегда из Швеции. В 1604 г., уже под конец своей жизни, герцог Карл стал королем Швеции с именем Карл IX (1604-1611 гг.). Новый король продолжал внутри страны политическую24 и, в принципе, церковную линию своего отца Густава Вазы.
В правление короля Карла IX партия кальвинистов усилилась и стала претендовать на ведущую роль в жизни Шведской церкви. Король употреблял всяческое старание, чтобы примирить между собой лютеран и кальвинистов. Шведское духовенство относилось враждебно к примирительным попыткам короля Карла IX, потому что в глазах лютеранского духовенства кальвинисты были не лучше католиков. Главной причиной, послужившей поводом к столкновению между королем Карлом IX и духовенством, было давнее нежелание короля признать для себя решения Упсальского собора и Аугсбургсгсого исповедания. Он неоднократно заявлял всем сословиям и лютеранскому духовенству, что не является приверженцем ни Кальвина, ни Лютера, а признает единственным авторитетом для себя Слово Божие — Св. Писание. И все же король, как и на Упсальском соборе в 1593 г., уступил нажиму со стороны Шведской церкви.
В 1607 г., наконец, состоялось примирение короля с духовенством: «Король согласился признать и включить в текст королевского удостоверения о религии указание вероопределения, но с оговоркой — поскольку они основаны на Слове Божием»25 .
С правлением семнадцатилетнего сына Карла IX Густава Адольфа II (1611-1632 гг.) наступили для Швеции времена благоденствия и процветания. Противоречия в отношении лютеранского учения, церемоний и богослужения прекратились26 . Положение Упсальского архиепископа ещё более упрочилось. Предстоятель Шведской церкви имел огромное духовное влияние на жизнь шведского общества. В царствование Адольфа II проводились церковные мероприятия по улучшению организации книгопечатания издаваемой богослужебной литературы для духовенства и мирян. В 1613 г. был издан новый молитвенник, Библия; годом позже с благословения короля Адольфа II был создан новый перевод Библии27 .
Риксдаг (1617 г.) в Эрёбру стал важной вехой в укреплении лютеранства в Швеции, принявшего решение относительно смертной казни за связи с католической Польшей28 .  Это постановление с успехом применялось к противникам веры и государства. «Шведы, отрёкшиеся от лютеранства, должны были покинуть страну»29 .
В 1618 г. с момента начала «немецкой войны» или так называемой Тридцатилетней войны (1618-1648 гг.) Шведская лютеранская церковь занимала прочное положение в протестантском мире. Этому новому возрождению она была в большей степени обязана королю Густаву Адольфу II, самоотверженному борцу за великое дело Реформации, замечательному полководцу и государственному деятелю, создавшему могущественное шведское государство.
Описывая время правления Густава Адольфа II, немецкий историк Пфлуг-Гартунг отмечал: «Далекий от всякого фанатизма Г. Адольф был внутренне глубоко религиозен и это лучше всего характеризует его внутреннюю жизнь. В политике Г. Адольф был идеалистом. Его мысль охватывала все стороны жизни человеческой, особенно его народа»30 . Именно в его царствование лютеранство окончательно утвердилось в Швеции. А Шведская церковь приобрела значительное влияние в стране, особенно за счёт образования, которое полностью находилось в её ведении.
Приход становится центром духовной и культурной жизни, что способствовало развитию шведского языка и литературы. В возрождённом в 1617 г. знаменитом Упсальском университете благодаря густавианскому наследству (конфискованному церковному имуществу во время правления Густава Вазы I) состоялись первые промации. Первые учёные с докторскими степенями — свидетельство того, что Упсальский университет, открытый ещё в 1477 г., признан в равных правах с университетами Европы31 .  В XVII веке на территории шведского государства открылись новые университеты в Дербте (1632 г.), Або (1640 г.) и Лунде (1668г.). Лютеранская церковь, теснейшим образом связанная с политической и культурно-общественной жизнью шведского общества, имела и собственное представительство в четырёх-сословном риксдаге. Только в 1865-1866 гг. парламентская реформа отменила четырёх-сословный риксдаг и духовенство лишилось политической власти в стране32 .  В ведении Церкви находились школы и, как уже отмечалось, вся система образования. Она несла прямую ответственность за общественное мировоззрение, мораль, социальное призрение. Священник — главное действующее лицо на приходе, являлся духовным наставником, признанным авторитетом в вопросах веры, морали, культуры и политики. Важный элемент шведской государственности — запись актов гражданского состояния — находилась в ведении пастора, и от него зависели набор в рекруты и взыскания налоговых сборов33 .
Эпоха шведского великодержавия дала мощный толчок просветительской деятельности Шведской церкви на американском континенте.
В 1638 г. началась её миссионерская деятельность в Северной Америке. В Делавере пастором Торкиллиусом Реовиусом была обустроена первая лютеранская церковь, а его сподвижник Юханнес Компаниус стал первым лютеранским миссионером среди индейцев в Новом Свете34 . С «XVII и XVIII вв. Шведская церковь регулярно направляла своих священников в Америку»35 .
Справедливости ради отметим, что в отличие от католической Церкви Протестантские Церкви отличались полной бездеятельностью, они стали основательно заниматься миссиями только в конце XVIII-XIX вв. Значительную роль в протестантском ривайвелистском движении Европы и Америки играли распространившиеся по всему миру миссионерские «библейские общества, а также конфессиональные и межконфессиональные организации»36 .
Эпоху шведского абсолютизма, связанную с завоеваниями шведского короля Густава II Адольфа, бесспорно, можно считать венцом окончательного утверждения лютеранства в Швеции. Возглавляя фактически коалицию протестантских держав в 30-летней войне, главной целью которой было не столько достижение взаимных политико-экономических выгод от ведения войны, сколько оборона всего протестанского мира, Густав II Адольф сражался с католическими державами «Священной Германской Римской империей» — с Польшей, Австро-Венгрией. Это была борьба «двух миров, двух господствующих идей в европейском обществе, в которой частные интересы сливались в одно частное русло, становились частью общего дела»37 (Реформации в Европе — свящ. В. Г.).
Евангелическо-Лютеранская Церковь Швеции сделались в эту эпоху национальным знаменем шведского народа. Нетерпимая и властолюбивая ортодоксальность наложила свою печать на всё шведское общество. Негативизм шведского духовенства к католицизму и жестокие расправы с инакомыслящими — безусловно, тёмные стороны шведской истории. За один только 1675 г. в Швеции были казнены около 300 человек за связь с дьяволом и нечистой силой. «Последние «ведьминские» процессы состоялись в середине XVIII в., но уже без смертных приговоров»38 .
И всё же «представление о лютеранской вере и верности отечеству в такой степени сливались одно с другим, что быть католиком стало равнозначным, что быть врагом отечества»39 .  Однако под этой исключительной формой, в которую облеклась Шведская Евангелическо-Лютеранская Церковь, чувствовались горячая вера и твёрдое религиозное убеждение, проникнутое сильным влиянием воли и духа шведской нации. Кровь, пролитая в Тридцатилетней войне тысячами отважных шведов-адольфовцев, навсегда сделала лютеранство национальным религиозным исповеданием в великодержавной Швеции.

 

 

 

 

 

Протоиерей Валентин Голиковский,
кандидат богословских наук,
старший преподаватель ДДС,
настоятель храма св. равноап. Ольги
ст. Ольгинской Аксайского района

 

______________________________________

Примечания: 
1 Форстен Г. В. Балтийский вопрос в XVI и XVII столетиях 1544 — 1648 гг. //
ЖМНП.- СПб, 1893. июль, С.2.
2 См.: Поршнев Б. Ф. Тридцатилетняя война и вступление в неё Швеции и московского государства. — М.: Наука, 1976. С. 27.
3 Там же. С. 29.
4 Новая история стран Европы и Америки XVI – XIX века. Ч.3.:учебник для вузов. Под редакцией
А. М. Родригеса, М. В. Пономарева,-М.: Владос,2008: §10 Польша в XVI-XIX вв. С. 252.
5 Свящ. П. Румянцев. Письма.. «Христианское чтение»., 1894. июль-август, декабрь. С.147.
6 Там же. С. 147.
7 Флоря Б.Н. Русско — польские отношения и балтийский вопрос в конце XVI — начале XVII вв. -М., 1973. С.581.
8 См.: Андерссон И. история Швеции. Пер. с шведского Н. А. Каринуева.
Под. ред. и предисловием Я. Я. Зутиса.-М.: иностранная литература,1951.С.139.
9 Форстен Г. В. Балтийский вопрос в XVI и XVII столетиях 1544 — 1648 гг. //
ЖМНП.- СПб, 1892. Июль. С.301.
10 Там же. С.301.
11 Свящ. П. Румянцев. Указ. соч. С. 294.
12 Чернышёва О. В., Комаров Ю.Д. Церковь в Скандинавских странах.-М.,1988. С. 12.
13 См.:Свящ. П. Румянцев. Указ. соч. С. 300;
ср.: Дементьев Г. Введение Реформации в Швеции.-СПб.,1892. С. 129.
14 Свящ. П. Румянцев. Указ. соч. С.308.
15 См.: Там же. С. 308.
16 См.: Там же. С. 310.
17 См.: Там же. С. 311.
18 Чернышева О.И., Комаров Ю.Д. Указ. соч. С. 12.
19 Форстен Г. В. Балтийский вопрос в XVI и XVII столетиях 1544 — 1648 гг. // Записки филологического факультета С — Петербургского университета. — СПб, 1894. Ч 34. С. 24.
20 Свящ. П. Румянцев. Письма из Швеции. С. 318.
21 См.: Там же. С.138.
22 Доподлинно известно, что иезуиты, присутствовавшие на коронации Сигизмунда, и посоветовали своему питомцу дать шведам клятвенное обещание о признании соборного определения лишь на словах, на деле Сигизмунд оставался ярым врагом лютеранства.-свящ. В.Г.
23 Флоря Б. Н. Указ. соч. С 59.
24 См.: Форстен Г. В. Балтийский вопрос в XVI и XVII столетиях 1544 — 1648 гг. С. 21.
25 Свящ. П. Румянцев. Густав Адольф II и его значение в истории Реформации // Христианское чтение – 1896.
ч. Ill. сентябрь – октябрь. С. 397.
26 Gierow Krister. Thron und Altar. – In: Reformation in Europa. Herausgegeben von Oskar Tulin, edizion Leipzig, 1967. S. 207.
27 Ibidem. S. 207.
28 См.: Чернышёва О. В. Комаров Ю. Д. Указ. соч. С. 13.
29 Там же. С. 13.
30 Гартунг Пфлуг. Всемирная история (от эпохи великих открытий до Вестфальского мира – 1500-1648гг.): Пер. под ред. Н. И. Кареева и С Г. Лозинского — СПб., 1912. Т.2.Ч.2. С.839.
31 См.: Чернышёва О. В., Комаров Ю. Д. Указ. соч. С. 14.
32 Там же. С. 14.
33 Там же. С. 18.
34 См.: Чернышёва О. В., Комаров Ю. Д. Указ. соч. С. 13.
35 Там же. С. 13.
36 Э.П.П. Протестантизм //Православная энциклопедия.-М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2020.Т. LVIII., раздел: «Миссионерские движения». С. 464-465.
37 Свящ. П. Румянцев. Густав Адольф II и его значение в истории Реформации // Христианское чтение — СПб., 1902г. — Вып. 9. Сентябрь. С.331.
38 См.: Чернышёва О. В., Комаров Ю. Д. Указ. соч. С. 14.
39 Свящ. П. Румянцев. Указ. соч. С.217.